Сегодня мы рассмотрим причины выхода из строя ступиц режущих узлов бдм.
Как мы знаем существует несколько вариантов ступиц бдм. Это обслуживаемые, необслуживаемые, ступицы с обратной сферой.
Производители в своих публикациях указывают на качественные подшипники и уплотнения, увеличенную гайку м27 и другие нововведения
Но чтобы понять каким образом происходит поломка ступицы бдм нужно увидеть вышедшую из строя ступицу.
На предлагаемом образце (рис. №1) мы видим стандартную необслуживаемую ступицу. Обратите внимание на отложения пыли в канавке механического лабиринтного уплотнения. По нашему мнению именно пыль является прямой причиной выхода из строя этой ступицы режущего узла.
Как это происходит?
У всех производителей схема защиты узла от пыли выглядит примерно следующим образом. Механическое лабиринтное уплотнение, выполненное в сопряжении ось-корпус. Это лабиринтное уплотнение необходимо для недопущения попадания крупных фракций земли и растительных остатков внутрь узла. Соответственно, чем меньше зазор в сопряжении замка механического уплотнения тем лучше, и тем меньше агрессивных сред вступают во взаимодействие с внутренностями узла. У нас проектируемый зазор в соединении составляет 0,5 мм. (У некоторых производителей орудий бдм зазор достигает 5 мм , что является откровенным браком, обрекающим узел на быструю «смерть» в течение одного сезона.) Сальник 85х60х1. Первым защитным звеном внутри узла является сальник. Пыль, попадающая внутрь узла оседает на шейке в зоне работы сальника. Поскольку пыль сильнейший абразив, сходный по составу с составом шлифовальных кругов, пыль быстро шлифует шейку оси вне зависимости от ее твердости и выводит из строя сальник в результате чего возникает зазор и выход из строя системы уплотнения. Пыль получает прямой доступ к подшипникам.
Далее в зависимости от того обслуживаемая или необслуживаемая ступица режущего узла бдм.
Если узел обслуживаемый, то пыль получает контакт с консистентной смазкой (литол или солидол). Чем этой смазки больше в зоне контакта, тем сложнее пыли добраться до тела подшипника 7509. Именно поэтому фермеры, понимая связь причины выхода из строя узла бдм с пылью выбирают обслуживаемые узлы и шприцуют их не останавливаясь, максимально отодвигая смазку с попавшим в ее состав абразивом от тела подшипника. И если это выполняется, то узел работает достаточно долго, несмотря на то что сальник уже вышел из строя. Затраты литола при таком механизме эксплуатации иногда превышают 0,5 кг в сезон на один узел бдм.
Если ступица режущего узла необслуживаемая, то после выходы из строя сальника пыль получает контакт с защитным кольцом необслуживаемого подшипника.
Кольцо является дополнительным барьером и пока оно не изношено подшипник не повреждается. Как только пыль истирает защитное кольцо подшипника ступицы так происходит лавинооборазное разрушение подшипника и выход из строя узла в целом.
Встречается также узел на жидкой смазке компании МИК и других производителей. На самом деле жидкая смазка оправдана только там, где скорости вращения велики, а консистентная смазка не может выполнить своего предназначения. Общаясь с клиентами мы всегда приводим в пример автомобильные ступицы, которые вращаются на порядок быстрее чем ступицы бдм, но среди которых не встречаются ступиц на жидкой смазке. Однако смысл ступицы Мик на жидкой смазке по нашему мнению в другом. Основная задача жидкой смазки - смазка контактных зон сальника. Жидкая смазка легче проникает в эти зоны в результате чего сальник служит дольше. Однако если сальник уже вышел из строя, происходит вытекание жидкой смазки и быстрое разрушение узла.
Также есть варианты с кассетным уплотнением. Отечественное кассетное уплотнение действительно может повысить срок службы узла в несколько раз. Но на практике этого не происходит. Причина этому проста. Кассетное уплотнение может нормально функционировать только в тех ступицах, где отсутствуют люфты. Если в узле имеется люфт происходит перекос уплотнения, трение и износ гораздо более быстрыми темпами чем запроектировано.
Особняком стоит ступица бдм с обратной сферой (на прижим). Фермеры утверждают, что такая ступица работает дольше обычной. И если брать среднестатистическую ступицу бдм с обычной и ступицу с обратной это утверждение подтверждается.
Но как получается что узел, в котором подшипники более нагруженные, работают больше чем узел, в котором подшипники расположены с меньшим плечом силы?
Ответ по этому вопросу тоже пыль. Поток земли при работе стандартного узла движется навстречу уплотнению с щелью. Если узел имеет минимальный зазор абразив отсекается системой лабиринтов и не попадает на сальник. Если этот зазор больше чем допустимо, то происходит лавинообразное накопление абразива во внутренних частях ступицы, что ведет к выходу ее из строя.
Если сфера обратная (диск на прижим), то земля, двигаясь по внутренней сфере диска не встречает зазоров в которые она может проникнуть. Именно поэтому и служит такая ступица больше, хотя должно быть наоборот.
И еще один момент который по нашему мнению имеет значение. Борона должна эксплуатироваться в соответствии с назначением. Не допустима эксплуатация бороны с чрезмерным заглублением (более 15 см). При значительном заглублении (20 см) происходит прямой контакт ступицы с поверхностью поля. Что соответственно приводит к тому что абразив по давлением бороны легко проникает в соединения механического уплотнения, накапливается и выводит из строя ступицу бдм.
Итог очевиден. Рекомендуем покупать ступицы у проверенных производителей, с минимальными зазорами, с хорошей полной гарантией.
Не рекомендуем покупать ступицу режущего узла бдм по сверх низкой (самой низкой) цене, поскольку такая цена говорит только о том, что ступица некачественная, не имеет гарантии, имеет в составе дешевые комплектующие или не имеет комплектующих, которые должны в ней быть.
Также советуем не пренебрегать инструкцией по эксплуатации бороны и выбирать режимы обработки поля в соответствии с рекомендациями производителей орудия.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!
Вы можете авторизоваться на сайте с помощью следующих сервисов:
YandexGoogleMailruVkontakteЭто необходимо для того чтобы оставлять свои комментарии, а также комментировать, оценивать и голосовать за комментарии других пользователей. Вы также можете оставить комментарий заполнив поля "Автор" и "Email". В таком случае Ваш комментарий появиться только после модерации. Голосовать за другие комментарии Вы не сможете.
Но это не тяжелая борона. И даже 2 наших усиленных подшипника 7509 имеют динамическую грузоподъемность всего 12 тонн (6 тонн каждый). Поэтому нерациональные действия механизатора (как то ненормативное заглубление, разворот без подъема бороны в конце поля и тп) неминуемо приведут к выходу из строя узла.
Более того сейчас многие производители стараются искусственно ограничивать прочность узла в угоду прочности подшипников.(Так например в щеках ступицы бдм появилась 10 и 12 полоса). Т.е. узел будет работать положенные ресурс за исключением случаев, когда на подшипник приложена сверхрасчетная нагрузка. При сверхрасчетной нагрузке ступица оторвется оставив целым диск и подшипники ступицы. Т.е. выйдет из строя копеечная деталь — щека, которую можно приварить и опять эксплуатировать. И эта позиция тоже обоснованная.
Примерно так.
В отношении узлов МИК — там чистовая обработка ведется на внутришлифовальном станке и выдерживаются все параметры изделия. А жидкая смазка — все верно, она смазывает контактную поверхность манжеты, до которой литол (темп. плавления не менее 90 градусов) не попадает.
Но это решается просто — добавляйте сами после сборки узла 10...15 грамм нигрола или самого дешевого трансмиссионного масла — и решите проблему.
По поводу 10 грамм нигрола — конечно можно добавить, но получим тот же самый солидол или литол, поскольку они и есть смесь мыла (натриевого или кальцеевого) и нигрола). Это как добавить чуть молока в сметану и размешать. Ну будет 19,5 процентов жирности вместо 20. В любом случае еще раз спасибо, что еще остались думающие главные конструктора.
А вот грузоподъемность ступицы ФКЛ — в 2 раза меньшая чем у подшипника 537909, используемого в необслуживаемых бдм, — вызывает вопросы!
И диаметр оси 32 мм против 40-45 мм тоже вопросы.
А вес ступицы всего 5 кг? Цена тоже. В 3 раза дороже стандартной ступицы БДМ!
БДМ специфическая борона. Она не имеет предохранительных механизмов и ударное воздействие со стороны поля воспринимается ступицей в том числе. Это как в боксе — чем тяжелее спортсмен, тем сильнее удар он может держать (при прочих равных условиях).
Наблюдаем дальше и всем хорошего сезона, господа!
Полет нормальный. Ни люфтов ни скрипов. Почва твердая, каменистая. В Кабарде.